Dipol FM | 105,6 fm
88.76
96.69

Уральский мегапроект: взгляд тюменских ученых

Уральский мегапроект, несмотря на поддержку властей, остается спорным, к нему по-прежнему много вопросов, на которые нет внятных ответов, мнения о необходимости его запуска расходятся, и порой кардинально.

Свой взгляд на мегапроект «Урал промышленный — Урал Полярный» представили ученые Тюменской области. Проблемам его реализации было посвящено пленарное заседание координационного совета общественной организации «Союз научных и инженерных организаций Тюменской области». Как было объявлено в начале форума, уральский мегапроект, несмотря на поддержку властей, остается спорным, к нему по-прежнему много вопросов, на которые нет внятных ответов, мнения о необходимости его запуска расходятся, и порой кардинально. То, что это действительно так, доказали сами ученые, представив полярные точки зрения на «УП-УП».Второе дыхание УралаОсновные характеристики проекта напомнил собравшимся член президиума СНИО Юрий Лесовой. Он отметил, что по своему значению уральский мегапроект выходит далеко за региональные рамки и способен оказать радикальное позитивное влияние на развитие ключевых отраслей промышленности. «УП-УП» позволит улучшить транспортную и энергетическую инфраструктуру, внесет лепту в укрепление энергетической безопасности страны и ускорение социально-экономического развития. Проект укрепит сырьевую базу Урала по таким позициям, как железная руда, уголь, хромиты, марганцевые и медные руды, что повысит конкурентоспособность металлургической промышленности, а попутно и машиностроительного, транспортного, строительного комплексов. Позволит снизить риски региональных экономик за счет диверсификации отраслей. Повысится уровень жизни населения — проект предусматривает создание более 65 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест. Несмотря на недостаточную изученность, в целом суммарные ресурсы Полярного Урала оцениваются достаточно высоко и позволяют прогнозировать открытие нескольких сравнительно богатых месторождений марганцевой руды, продолжил Юрий Лесовой. На восточном склоне Полярного Урала разведаны и разрабатываются в настоящее время месторождения хромовой руды. С 2003 года ведется промышленная разработка хромовых руд открытым способом, а также подготовка к подземному способу добычи. На восточном склоне Среднего и Северного Урала сосредоточены главные месторождения алюминия. Угленосные отложения протянулись вдоль всего восточного склона Полярного Урала. По прогнозам, запасы угля здесь исчисляются миллиардами тонн, но они, как и другие виды ресурсов, требуют подтверждения. Правда, уральский уголь — бурый, в силу своих свойств он не подлежит транспортировке, его нужно использовать на месте, к примеру, в качестве топлива для электростанций. Требуют доразведки залежи медной руды, которые разбросаны по склонам Урала на западе и востоке. На Полярном Урале добывают драгоценные и полудрагоценные камни (сапфиры, рубины, изумруды, малахит, яшму, алмазы, нефриты и др.). Есть золото, платина. Уже ведется обработка кварцевого сырья для добавок к стройматериалам, а также для изготовления кварцевой оптики и микросхем. Строятся предприятия для изготовления полированного стекла. Юрий Лесовой напомнил, что губернаторы Тюменской области и автономных округов приняли решение об увеличении уставного фонда корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный» с целью приобретения акций общества «Полярный кварц», на эти цели каждый из субъектов направляет по 495 млн рублей. Это значит, что предприятие в ближайшее время активизирует свою деятельность на восточном склоне Приполярного Урала, заявил Лесовой. Реализация проекта активизирует развитие лесообрабатывающей промышленности. Несмотря на то, что Россия сегодня обладает четвертью мировых запасов древесины, ее доля в лесной отрасли немногим более 2%. Планируется строительство предприятий по производству стройматериалов, станет возможным увеличение экспорта древесины, ее глубокой переработки. Югра уже закупила современные деревообрабатывающие комплексы, сушильные камеры, лесозаготовительную технику, создана Югорская лесопромышленная компания. В перспективе должны появиться заводы, выпускающие древесные плиты, фанеру, целлюлозно-бумажный комбинат и др. Бизнес-план проекта предусматривает на первом этапе инвестиции в размере 480 млрд руб. Однако это в ценах 2007 года, сделал оговорку Юрий Лесовой. 105 млрд рублей должны быть предоставлены инвестиционным фондом, региональные бюджеты направят вместе 69 млрд, привлеченные средства должны составить 302 млрд рублей. На втором этапе потребуется 350 млрд рублей. Из общей суммы порядка 600 млрд рублей уйдут на создание транспортной и энергетической инфраструктуры. Впрочем, финансовый кризис внес свои коррективы, складываются новые цены на сырье и продукцию, поэтому основные показатели проекта надо будет пересмотреть, признал Лесовой. Несмотря на сложившуюся ситуацию, стратегические инвесторы проекта (РЖД, Газпром, Ямальская железнодорожная компания, НОВАТЭК, ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, Челябинский и Магнитогорский металлургические комбинаты, «Мечел» и др.) подтвердили свое участие в проекте. Внутренняя норма доходности по проекту составляет около 11%. Прямой экономический эффект с момента реализации до 2050 года может составить 3,6 трлн рублей, совокупный макроэкономический эффект — 15 трлн руб. В бюджеты всех уровней должно поступить свыше 750 млрд руб. На долю федерального бюджета придется 65% этой суммы.Дорога — это жизньС энтузиазмом воспринимает идею освоения недр Полярного и Приполярного Урала Заслуженный геолог РФ, представитель СибНАЦа Леонид Островский. По его словам, эта идея волнует умы геологов еще с 70-х годов 20 века, однако только в 1995 году вопрос удалось сдвинуть с мертвой точки. Связать промышленный Урал с Северным морским путем намеревался еще Менделеев, совершил короткий экскурс в историю геолог. «Ресурсов там много, и их можно удвоить, но чтобы перевести их в запасы, требуется время и большие деньги», — согласился специалист. Между тем кто будет воплощать в жизнь наполеоновские планы по освоению Полярного Урала, неизвестно. Как посетовал ученый, уже 15 лет нет притока кадров в отрасль, «пенсионеры дохаживают свои маршруты на Полярном Урале, но если кадров не будет, то эти деньги просто не на кого будет сыпать». Как практик, избороздивший Полярный Урал в ходе многочисленных экспедиций, он убежден, что надо начинать не с подтверждения ресурсов, а с прокладки дорог. «Дорога — это жизнь. Кто знает, сколько провалено экспедиций с 1991 года. Бывало, что вывозили людей, все бросали, только наша полярно-уральская экспедиция продолжает существовать благодаря ответвлению от линии Москва-Воркута… Не будет дороги — и природные богатства будут лежать там еще десятилетия». В том, что запасы Приполярного и Полярного Урала будут подтверждены, геолог не сомневается: «Запасов будет много. Марганец, медь, молибден, фосфориты — расчеты дают шокирующие цифры».Наступаем на те же грабли? Довольно радикальный взгляд на мегапроект представил глава города Муравленко, доктор экономических наук Василий Быковский. Он напомнил, что пока в «УП-УП» никто, кроме государства, не вложил ни копейки: «Ни один предприниматель кроме блефовых выступлений в СМИ ничего для проекта не сделал». Бизнесом не раскуплено пока ни одного лицензионного участка, пока их приобретает только корпорация «УП-УП». Ни в Восточной, ни в Западной Сибири такого не происходит, недропользователь охотно идет на эти территории, а вот на Полярный Урал не торопится. И ТЭК, и уральский мегапроект ухудшают структуру российской экономики, они враги тому, о чем сегодня говорит президент, призывая вкладывать в 4 «и» (инновации, инфраструктура, институты, инвестиции), заявил Василий Быковский. «УП-УП» — это сырьевой проект. В чем здесь инновации? В чем родине польза?" - вопрошал ученый. «Мы обожглись, связавшись с сырьем, и опять наступаем на те же самые грабли, развивая сырьевой комплекс», — сетовал Быковский. Не лучше ли направить те же 600 млрд рублей в 4 «и» президента? — предложил он. Глава города Муравленко попытался перечислить достоинства и недостатки уральского мегапроекта, однако плюсы неизменно обращались в минусы или выглядели нежизнеспособно на их фоне. «Очень много денег потрачено на пиар, и это, пожалуй, самый весомый плюс проекта», — счел Василий Быковский. Однако в прессе писали то же, что и два года назад, нет никакой новой информации, добавил он. У проекта, безусловно, мощная политическая поддержка. «Возможно, там и есть запасы, но ведь никто не знает, какие они. Никто в России не знает, есть ли там вообще что-то», — продолжал ученый. «Мы говорим о 65 тыс. рабочих мест, но ведь условия труда там будут чудовищные, никто кроме гастарбайтеров туда не поедет», — уверен он. Среди минусов Быковский перечислил ухудшение экологической обстановки на территории, высокие риски для инвесторов, падение цен на необработанные металлы. БАМ вместо «УП-УП»?Василий Козин, профессор Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского госуниверситета, вообще считает «УП-УП» проектом промышленного Урала и его командно-административного лобби. «Все обещанные минеральные ресурсы Полярного Урала — это ресурсы виртуальные, вероятность их обнаружения — порядка 10−15%, чтобы их должным образом разведать, нужны десятилетия», — продолжил ученый мысль об «эфемерности» проекта. «В проекте нет ни слова о развитии промышленного производства и выпуске готовых товаров. „УП-УП“ может превратить Урал в пеньковую республику, и в этом его большая опасность», — подчеркнул он. 60 тыс. вакансий по сравнению с сокращением рабочих мест в нефтяных городах — капля в море, — опроверг один из «козырей» мегапроекта Василий Козин. Здесь бы, наверное, пригодились 600 млрд рублей, испрашиваемые на этот проект, добавил он. По мнению профессора, реализация проекта может окончательно превратить Полярный Урал в сырьевой придаток промышленного. Из проекта четко видно разделение функций регионов — Приполярный и Полярный Урал берет на себя добычу сырья, а значит, всю грязь, а Урал промышленный займется производством полуфабрикатов. «Я думаю, что здесь налицо колониальная политика», — заключил выступающий. «В России построен БАМ, мощная магистраль, которая умирает. Не лучше было бы направить огромные средства на возрождение этой дороги? С ее помощью мы бы решили вопрос о создании демографического барьера с Китаем, продвинули свою продукцию в Японию и Азиатско-Тихоокеанский регион», — отметил профессор. Нужна дополнительная проработкаАлексей Янин, доцент Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского госуниверситета, сразу подчеркнул, что не является противником проекта. Он уверен, что не надо сильно пугаться сырьевой зависимости. «Тюменская область не самая бедная, а потребность в ресурсах будет всегда, ведь людям нужно есть, одеваться, на чем-то ездить. Другое дело, что цены на ресурсы неустойчивы. Впрочем, такие богатейшие страны с высочайшим уровнем развития, как Канада и Австралия, живут за счет сырья, и у них нет никаких комплексов по этому поводу», — пояснил свою мысль эксперт. Убежден Алексей Янин и в том, что железнодорожная магистраль, которая свяжет Полярный Урал с промышленным, необходима, «строить ее все равно нужно, хоть и выгоды от ее появления мы оценим не сразу», — полагает ученый. «Весь ТЭК Западной Сибири сидит на одной железнодорожной ниточке, и это очень опасно. Если будет реализован проект по закольцовыванию железнодорожных магистралей, это резко повысит надежность всего хозяйственного комплекса региона», — уверен он. Впрочем, цена за такую безопасность окажется немалой. Первоначально затраты на строительство дороги оценивались в 53 млрд руб., затем выросли до 105 млрд, реальные же объемы финансирования составят порядка 200 млрд рублей, прогнозирует специалист. Для субъектов федерации вложить от 80 до 100 млрд руб. в проект будет очень тяжело, считает Янин. Самой заинтересованной в проекте стороной должны быть металлурги, но они проявляют удивительную пассивность, продолжил он. «Они участвуют в заседаниях, подписывают ни к чему не обязывающие протоколы о намерениях, и даже сам состав участников проекта настораживает. Например, туда включена ТНК-ВР, основные добывающие активы которой расположены в зоне Нижневартовска, что очень далеко от Полярного Урала. В проект включены электростанции в Тарко-Сале и Ноябрьске, но и это 700−800 км от зоны реализации проекта. Никакого прямого отношения к „УП-УП“ они не имеют. Такие искусственные натяжки вызывают только дополнительное недоверие к проекту», — отметил Алексей Янин. Еще один аргумент защитников «УП-УП» — железная дорога нужна нефтяникам и газовикам для того, чтобы вывозить углеводороды, но в зоне прокладки магистрали не будет углеводородных ресурсов, заявил специалист. Аргументы в пользу проекта должны быть содержательнее, уверен он. Встречалась информация, что в зоне расположения железной дороги залегают 50 трлн кубометров газа, но это газ полуострова Ямал, на восточных склонах Урала газа нет, отверг эксперт еще один довод. Острый вопрос — чем загружать железнодорожную линию. Чтобы она оставалась рентабельной, по ней нужно возить примерно 20 млн тонн ресурсов. Бурый уголь отпадает. Есть предположение, что на Урале богатые запасы железной руды, но этой стороне проекта в начале февраля был нанесен сильнейший удар. Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья представил полномочному представителю президента в УрФО документ, в котором утверждает, что никаких крупных месторождений железной руды в этой зоне нет. Рентабельную добычу организовать там будет невозможно, озвучил Алексей Янин вывод авторитетного института. Нужно выполнять геологоразведочные работы, не имея железной дороги, убежден доцент. «Возможно, там что-то и найдется, но пока аргументов недостаточно», — отметил он. К тому же строительство магистрали длиной 850 км — сложнейшая работа, нужен многотысячный коллектив, огромное количество техники, производственные базы. Быстро организовать работу не получится, да и где найти компанию, которая возьмет на себя функции генподрядчика: «За последние 20 лет в России ничего подобного не строили», — выявил еще одну слабую сторону проекта Алексей Янин. Да и польза для юга Тюменской области весьма сомнительна, подкрепил позиции скептиков эксперт. «Для строительства дороги нужны рельсы, шпалы, железобетон, металлопрокат, бульдозеры, самосвалы. Что-нибудь из этого мы производим? Проект нуждается в дополнительной проработке», — заключил он.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Турции более чем на девять часов задержали вылет до Тюмени
В Турции более чем на девять часов задержали вылет до Тюмени
Самолет должен был вылететь в 2 часа 20 минут
#новости Тюмени
#самолеты
#аэропорты
#тк
Тюменская область вошла в число лидеров России по динамике розничной торговли
Тюменская область вошла в число лидеров России по динамике розничной торговли
И на первом месте в УрФО.
#торговля
#магазины
#покупки
#Росстат
#статистика
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
В Тюмени юнармейцы сыграли в «Зарницу»
В Тюмени юнармейцы сыграли в «Зарницу»
Команда победителей будет соревноваться на всероссийском уровне.
#новости Тюмени
#Тюмень
#юнармия
#соревнования
Жара наступает: как защитить любимых питомцев от перегрева
Жара наступает: как защитить любимых питомцев от перегрева
Ветеринар поделилась советами, как помочь собакам пережить лето.
#животные
#советы
#питомцы
#ветеринары
#полезные советы
#жара
#тк
Оперативные данные по паводку: вода в тюменских реках пошла на убыль
Оперативные данные по паводку: вода в тюменских реках пошла на убыль
Высокой остается вода в Увате, Нижней Тавде и Демьянском.
#новости Тюмени
#паводок
#Тюменская области
#тк